Завершена очередная сессия: подводим итоги

Интервью с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по Березинскому избирательному округу П.А. АТРОЩЕНКО.

— Петр Алексеевич, завершилась очередная парламентская сессия. Что новое определено депутатами, каковы тенденции работы этой сессии и как Вы оцениваете свой личный вклад в «общую копилку»?
— Основные усилия депутатского корпуса были сосредоточены на правовом обеспечении стратегии социально-экономического развития, укреплении суверенитета, упрочении позиций государства на международной арене и создании надёжных условий для повышения благосостояния наших граждан. Всего на четвертой, весенней, сессии парламента, которая работала со 2 апреля, рассмотрено около 50 законопроектов. Они охватывают широкий спектр направлений нашей жизни. Лично у меня на этой сессии было три законопроекта, полагаю, что я их отработал качественно и в полном объеме.
— В СМИ анонсировали принятие законопроекта, касающегося защиты государственных секретов. Именно Вы его разрабатывали и работали над ним?
— Да, действительно 7 июня во втором чтении я докладывал проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов». Законопроект направлен на устранение проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной практике, и направлен на создание условий эффективного функционирования системы защиты государственных секретов. Скажу откровенно, что пока это был самый сложный законопроект, очень много возникало нюансов.
Проектом Закона предлагается внести изменения и дополнения в соответствующие статьи Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь. Это и ознакомление участников процесса с материалами дел и процессуальными документами, и порядок изготовления выписок, копий процессуальных документов, и порядок подачи жалоб на процессуальные решения, содержащие государственные секреты.
Планируется дополнить статью 47 Трудового кодекса Республики Беларусь пунктом 8, которым устанавливается правовое основание для расторжения трудового договора (контракта) с работником, которому для исполнения своих трудовых обязанностей необходим допуск к государственным секретам, в случае прекращения ему такого допуска.
Вносятся дополнения и изменения в ряд статей Закона Республики Беларусь «О государственных секретах». В частности, предлагается:
— определение термина «средства шифрованной, других видов специальной связи»;
— возложить на органы государственной безопасности Республики Беларусь координацию применения государственными органами и иными организациями средств шифрованной, других видов специальной связи, осуществление контроля за использованием указанных средств;
— уточнить условия предоставления гражданам допуска к государственным секретам. Отказ в предоставлении допуска к государственным секретам предлагается считать препятствием для продолжения работы по занимаемой должности гражданином, которому для исполнения своих трудо- вых обязанностей необходим такой допуск.
— После завершения сессии у Вас наступают каникулы, но вовсе не время отдыха. Что планируете делать, что предстоит в этот период времени?
— В народе каникулами у депутатов принято считать временной промежуток между сессиями — с июля до октября, а потом с января до апреля. Но это не значит, что депутаты уходят в отпуск и отдыхают. В этот период просто нет заседаний всего Парламента, на которых окончательно обсуждаются и принимаются законы. Наоборот, это более сложное время, больше совещаний на других уровнях, в самих комиссиях. Лично я заметил для себя, что в этот, как Вы говорите, каникулярный период, работаю больше. Это время в первую очередь используется для подготовки законопроектов и более активной работы в округах. Активизируется работа по иным направлениям работы, поверьте, что у депутатов их, ой, как много. В августе собираюсь на пару недель в отпуск, нужно съездить на малую родину, заняться домашними делами и здоровьем.
— В избирательном округе Вы также бываете довольно часто. Очень приятно было видеть Вас на праздновании Дня Независимости Республики Беларусь в нашем городе, думаю, что это отметили все березинцы.
— Да, стараюсь приезжать как можно чаще. Вообще каждому депутату в месяц отводится пять дней для работы в округе. У меня три района — Березинский, Червенский и Крупский. Вот и считайте. Провожу приемы граждан, «прямые телефонные линии». Стараюсь бывать в различных коллективах. Один из последних недавних приёмов граждан в Березинском районе — в общественной приёмной районной организации общества «Белая Русь».

— Один из обсуждаемых документов — Декрет №1 «О содействии занятости». Как бы Вы его прокомментировали?
– Декрет №1 «О содействии занятости», прозванный в народе «декретом о тунеядцах», активно обсуждается и теперь. 25 января 2018 года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал его, в документе предусмотрены меры по содействию занятости населения. Декрет направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения. Специальные комиссии, которые создаются в райисполкомах согласно декрету, будут детально рассматривать каждую ситуацию. При необходимости людям предложат переобучение. Ещё один вариант трудоустройства – открытие своего дела. В декрете заложен принцип индивидуального подхода к каждому конкретному человеку, его семье, жизненной ситуации. Подчеркну, что ключевая роль в реализации декрета отводится местным властям. Самая главная задача в том, чтобы содействовать занятости людей, мотивировать их к ней. Глава государства неоднократно подчёркивал, что «с одной стороны, нужно людям дать возможность трудоустроиться, с другой стороны, заставить работать тех, кто сегодня может, но не хочет».
— Несмотря ни на что, остается актуальной и также широко обсуждается «наркотическая» тема. В том числе идет речь о смягчении законодательства в этой сфере.
— Что касается этой проблемы, скажу так — в мае материалы из Совета Министров поступили в нашу комиссию — Постоянную комиссию по национальной безопасности.
Очень много обращений, в том числе и к депутатскому корпусу. В основном, матери, жены, родственники осужденных требуют пересмотра уголовных дел и снижения наказания за совершенные преступления. Кстати, есть и обращения противоположной направленности, где родственники пострадавших от этих преступлений лиц, требуют оставить в силе и даже ужесточить законодательство, вплоть до применения смертной казни.
В отношении изменений в ст. 328 Уголовного кодекса, касающейся незаконных операций с наркотиками, планируется снижать границы по срокам. Если сейчас за оборот с целью сбыта грозит от 5 до 8 лет, то предлагается установить пределы от 3 до 8. За это же преступление, совершенное группой лиц, в крупном размере или ранее уже судимым за наркотики, теперь накажут лишением свободы на срок от 8 до 15 лет, планку планируется снизить от 6 до 15 лет. При этом конфискацию имущества, которая идет вдобавок к сроку, возможно, заменят на штраф.
В данном законопроекте есть еще ряд изменений и дополнений. Так, Уголовный кодекс, возможно, дополнится статьей о пропаганде самоубийства. Под этим будут понимать «умышленное распространение в любой форме информации в целях возбуждения у индивидуально неопределенного круга лиц решимости совершить самоубийство при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьями 145 и 146 УК [«Доведение до самоубийства», «Склонение к самоубийству»]. За это могут наказать штрафом, исправительными работами на срок до 2 лет, арестом или ограничением свободы до 2 лет. Если такая пропаганда повлекла одно самоубийство или попытку это сделать — от ограничения свободы и вплоть до 5 лет ее лишения. Если речь идет о двух и более жертвах, то грозит срок от 3 до 6 лет.
Также рассматривается предложение переписать в УК статью о клевете или оскорблении, где уже предусмотрено наказание за ее распространение в публичном выступлении или демонстрируемом произведении, печати или СМИ. Среди прочего хотят добавить еще «в глобальной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования». Такой же пункт об интернете добавят в статью об оскорблении. Наказание — от штрафа и вплоть до 3 лет ограничения свободы.
Возможны изменения в статью «Измена государству» — если действия совершены «должностным лицом, занимающим ответственное положение» или человеком, на которого «распространяется статус военнослужащего» — ему грозит от 10 до 20 лет. Сейчас в статье нет таких оговорок, наказание для всех — от 7 до 15 лет.
Предполагается несколько послаблений для экономических и других преступлений. Для экономических преступлений возможно изменение определения «крупного размера» и «особо крупного размера» сделки, ущерба, дохода. Сейчас это цифры, превышающие 250 и тысячу базовых величин, соответственно. А предлагают увеличить планку до одной и двух тысяч базовых величин.
И еще одно важное изменение: тем, кого впервые судят за экономическое преступление («не представляющее большой общественной опасности или менее тяжкое»), могут назначить наказание в виде срока только при наличии отягчающих обстоятельств и отсутствии смягчающих. Но это не касается тех, кого судят за контрабанду, незаконный экспорт, отмывание преступных доходов.
Чуть снизят максимальное наказание для тех, кто занимается предпринимательством без разрешения и получил крупный доход — не три, а два года лишения свободы.
Есть идея смягчить максимальное наказание за хищения с использованием компьютерной техники. За такое преступление, совершенное группой лиц или в особо крупном размере, сейчас грозит от 6 до 15 лет, а предлагают сделать от 5 до 12.
Из Уголовного кодекса может исчезнуть статья 193-1, которой предусмотрено наказание за организацию или участие в деятельности незарегистрированного общественного объединения, партии, фонда или религиозной организации. Теперь за такие действия могут наказать штрафом или даже сроком до 2 лет. Взамен предлагают перенести статью в КоАП и наказывать штрафом в размере до 50 базовых величин.
— Петр Алексеевич, традиционно, каждый год парламентарии заслушивают правительство. Что было отмечено на этот раз?
— 30 мая в парламенте выступил первый вице-премьер Василий Матюшевский. Он отметил, что ВВП прирос на 4,8%. Это выше, чем заложено в прогнозе социально — экономического развития, и больше, чем в среднем рост мировой экономики. Опережающими темпами повышается производительность труда – на 5,4%. Ценовая ситуация сохраняется относительно стабильной. За январь-апрель цены возросли к декабрю 2017 года на 2,8%. Восстановлен рост доходов населения. По итогам первого квартала доходы выросли на 7,6%, зарплата — почти на 14%. Все это хорошо, но необходимо наращивать обороты и работать с еще большей силой.
— Это уже задача для каждого из нас. Спасибо Вам за интервью и успехов всем в достижении поставленных целей.
Интервью подготовила Алла АЛЬФЕР.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *