В этом году Троицу православные верующие празднуют 7 июня

Троица – праздник, наиболее богатый народными обрядами и традициями. А что же говорит о празднике Церковь? И почему у него двойное название? На вопросы отвечает благочинный Березинского церковного округа протоиерей Илья ГОНЧАРУК:

— День Святой Троицы — это один из двенадцати главнейших после Пасхи праздников в Православии. Его также называют Пятидесятница. Двойное название этого двунадесятого праздника ассоциируется с дохристианскими истоками.
В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. Потом, в течение веков, праздник стал восприниматься как день рождения Ветхозаветной Церкви: на Пятидесятницу вспоминали Завет, который Господь заключил с Моисеем и всем израильским народом приблизительно через пятьдесят дней после исхода евреев из Египта.
Но Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи не потому, что христиане просто приняли Ветхозаветный праздник. Это соответствует новозаветной истории: именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов.
На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и Распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут, как мы читаем в Новом Завете, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).
После сошествия Святого Духа апостолы стали говорить на самых разных наречиях, и люди, окружающие их, удивлялись: как простые галилеяне могут знать столько языков? Ведь для каждого из слушателей проповедь Христа Воскресшего звучала на его родном языке.
Это день рождения Церкви, потому что до случившегося общество учеников Христа было просто собранием людей, а после Пятидесятницы среди этих людей и в этих людях стал пребывать и через них действовать Святой Дух. В этом отличие Церкви от каких бы то ни было человеческих собраний: она — богочеловеческое сообщество. Входя в Церковь, присоединяясь к ней, человек входит в общение с Богом.

— С детства в памяти и душе живет торжество этого праздника, его внешняя красота, когда в деревне люди возле ворот ставили березки, посыпали двор зеленым аиром. Церкви тоже в этот день украшаются зеленью. С чем это связано?

— Да, действительно, церкви полны летней зелени: люди приносят полевые травы, ветки березы, цветы. Пол храма устлан свежескошенной травой, запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый. Конкретно что-то сказать сложно, но существует несколько объяснений.
Это было время весны — и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. Вероятно отсюда в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Возможно, березы могут напоминать о дубраве в Мамре, где Господь (Святая Троица) в виде трех ангелов явился Аврааму (это изображено на иконах Троицы). Некоторые народности считали, что в этот день Господь сотворил Землю и засеял её растениями.
Впрочем, нет ничего удивительного в этом обычае. Зелень весной — первый признак оживления природы. Каждую весну мы становимся свидетелями проявления жизненной силы, сокрытой в окружающем нас мире. Источник этой силы — в Святом Духе. Православный Символ веры провозглашает веру «в Духа Святаго, Господа животворящаго» — это значит, что Бог не отделился и не удалился от созданного мира, а постоянно участвует в его бытии, питает его Своей силой.

— Мы молимся, чтобы на нас снизошел Святой Дух, хотя не всегда понимаем всей глубины смысла этих слов.

— Святой Дух мы получили в день, когда нас крести ли и миропомазали. Плоды Духа (добродетели) описаны святым апостолом Павлом в 5-й главе Послания к Галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Вершина этих плодов — самозабвенная, жертвенная, радостная, все свое отдающая любовь. К сожалению, мы теряем все это в результате грехов, жизни не по Христу. Мир полон соблазнов, опутан сетями лукавого, и очень трудно избежать их. Кремнист земной путь, каждый из нас спотыкается на этом пути. Человек слаб, и спастись ему собственными силами невозможно. Вспомним слова Иоанна Златоустого: «Бог Господь простирает тебе Свою руку: дай Ему свою».
Я же хочу привести еще и слова архимандрита Тихона (Шевкунова): «Если мы чувствуем в себе благодатью Божией любовь к людям, любовь к ближним, даже оскорбляющим и унижающим нас, это значит Дух Святой коснулся нашего сердца… Если мы чувствуем настоящую веру, а это бывает в нас не часто, но бывает, если чувствуем благость, то есть доброе, хорошее, искреннее, заботливое отношение к людям, любовь, мир, радость о Боге, что бы ни происходило в нашей жизни, – это не значит, что мы исполнены Святого Духа. А это значит, что Дух Божий коснулся нашего сердца».
Пусть Дух Божий будет в ваших сердцах и душах.

Беседовала
Нина ФЕДОРОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *