Что нужно знать самозанятому?

Самозанятые люди с 1 января 2019 года получили право на добровольной основе участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего. Для этого необходимо уплачивать обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты. Данная возможность предоставлена Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2018 года № 500 «О государственном социальном страховании». Ранее у них такой возможности не было, и указанные граждане могли рассчитывать только на социальную пенсию.

Введение данной нормы является весьма актуальным с учетом происходящих изменений в пенсионном законодательстве в части повышения пенсионного возраста и увеличения требуемого стажа работы с уплатой взносов. Что нужно сделать самозанятому лицу, чтобы уплачивать обязательные страховые взносы?
Прежде всего, стать на учет в районном отделе Фонда по месту своего жительства.
Для этого необходимо:
— прийти в районный отдел Фонда по месту своего жительства;
— предъявить документ, удостоверяющий личность, и копию квитанции об уплате единого налога (или иной документ, подтверждающий осуществление деятельности, не относящейся к предпринимательской);
— написать заявление о постановке на учет (бланк заявления выдаст сотрудник Фонда).
Вторым шагом станет непосредственно уплата взносов. При этом уплачивать их можно еженедельно, ежемесячно или один раз в год – по выбору гражданина.
Размер взносов составляет 29% от суммы дохода, заявленного самозанятым самостоятельно. Главное – заявленная сумма дохода не может быть меньше минимальной заработной платы (с 1.01.2019 года – 330 рублей).
Кроме того, самозанятые граждане вправе уплачивать обязательные страховые взносы только за периоды осуществления деятельности. Окончательный расчет за предыдущий год необходимо произвести не позднее 1 марта.
Необходимо понимать, что заявленный доход и будет учтен при исчислении пенсии, а периоды уплаты взносов включены в стаж для её назначения.
Платежи самозанятыми лицами могут осуществляться наличными денежными средствами в кассы банков, а также с использованием платежно-справочных терминалов, инфокиосков, интернет-банкинга, мобильного банкинга, банкомата, устройств приема наличных денег (cash-in) и других пунктов банковского обслуживания, подключенных к системе ”Расчет“ (ЕРИП).
Периоды осуществления и (или) неосуществления деятельности и суммы уплаченных взносов отражаются самозанятыми лицами в документах персонифицированного учета, а именно в индивидуальных сведениях по форме ПУ-3 (далее — ПУ-3).
Заполнить указанную форму можно с помощью специального программного комплекса (Ввод ДПУ), предназначенного для подготовки документов персонифицированного учета (программный комплекс можно скачать по ссылке: https://ssf.gov.by/ru/po-fonda-ru/). При возникновении сложностей с заполнением формы ПУ-3 самозанятому лицу всегда помогут в органах Фонда.
Что касается сроков предоставления формы ПУ-3, то она предоставляется в органы Фонда один раз в год, не позднее 31 марта за предыдущий год. Документы могут быть отправлены в электронном формате (с приложением распечатанных документов на бумажном носителе, подписанных самозанятым лицом) в районный отдел Фонда по месту постановки на учет, а также в виде электронного документа, заверенного электронно-цифровой подписью. Электронные документы могут представляться с использованием сети Интернет путем обращения на web-портал Фонда (http://portal.ssf.gov.by).
Подтверждение стажа и заработка для назначения пенсии с 01.01.2003 года осуществляется на основании сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно получить в органе Фонда при обращении с документом, удостоверяющим личность и страховым свидетельством государственного социального страхования, заполнив заявление.

Инна ЛАДУТЬКО, начальник райотдела Миноблуправления Фонда социальной защиты населения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *